narkostop-stavropol.ru / Блог / Как разговаривать с ребенком о наркотиках?

Как разговаривать с ребенком о наркотиках?

Дети и наркотики – актуальная тема о будущем здоровье нашего общества. Молодой, не сформировавшимся организм гораздо больше подвержен аддикции. Подпольная реклама запретных удовольствий только повышает их популярность в подростковой среде. Кинофильмы и музыка определенных жанров сильно романтизируют образ жизни человека, который употребляет, производит или сбывает наркотики. Официальная пропаганда воспринимается детьми в штыки. Именно поэтому ставропольская наркологическая клиника «Наркостоп» занимается медицинским просвещением среди детей и подростков всех возрастных групп.

Одним из основных препятствий в родительских разговорах с детьми о наркотиках зачастую выступает обыкновенный взрослый эгоизм. Детей пытаются запугать, подкупить, шантажировать. Методы не работают, после чего нерадивый родитель начинает обвинять полицию, учителей, врачей, школьных товарищей в том, что он сам не усмотрел за своим ребенком.

Не снимая ответственности с внешних факторов, следует отметить частую некомпетентность самих родителей. Дети очень плохо воспринимают силовые методы без логичного и доступного объяснения тех или иных поступков. В возраст самого активного познания мира важно найти первопричины, которые толкают ребенка к наркотикам. Сами по себе опьяняющие вещества не являются жизненно необходимыми.

Когнитивные особенности восприятия детьми информации о наркотиках

разговор с ребенком о наркотиках

Главная иллюзия взрослых в вопросе детей и наркотиков состоит в том, что ребенка можно навсегда отвратить от темы простым запугиванием или замалчиванием. Это пытаются объяснить тем, что дети слишком малы для понимания всей проблемы с наркотиками и должны в данный момент просто безоговорочно верить на слово. Такой подход никогда не срабатывает.

Решение этой проблемы в разговорах о детях и наркотиках очевидно. Ребенок не глуп, он мало информирован об окружающем мире и его опасностях, просто потому, что живет еще недолго. Задача родителей – научить детей оперировать информацией о наркотиках, чтобы в дальнейшем сделать правильный выбор.

Вторая радикальная проблема – ханжество и его пережитки. Примером неправильной подачи информации для молодежи может служить очень старый фильм под названием Reefer Madness. Полиция, педиатры и врачи наркологи объединили усилия, чтобы донести до юношества вред марихуаны. С самого начала фильма открыто демонстрируются способы контрабандной перевозки травки, а сами симптомы употребления не имеют ничего общего с жизнью. В результате воспитательное кино стало очень странной комедией.

Информация о наркотиках в СМИ и дети

информация о наркотиках в сми и дети

Отечественные СМИ начали раскрывать наркотическую тему только после перестройки. Родители, воспитанные в условиях тотального молчания на эту тему, сегодня сами не могут по-настоящему поговорить с детьми о наркотиках. В вопросах наглядных пособий наши медиа, к сожалению, все еще в основном идут путем запугиваний, но не логичных объяснений.

С социальной рекламой проблем еще больше. Она сводится к дешевым слоганам о том, что всегда есть альтернатива, при этом ничего не рассказывая о физиологии наркотического влечения. Простой запрет и декларация альтернатив вместо реального их представления только подстегивают интерес к стимулирующим веществам.

Разговор о наркотиках с подростком

Возрастной особенностью темы детей и наркотиков является то, что в основном наркотики и алкоголь пробуют уже подростки. Маленький ребенок намного больше привязан к родителям. Подросток гораздо менее зависим и управляем. В результате оказывается, что идея тотального контроля еще может сработать в случае с ребенком, но у подростка такая слежка вызовет только противоположную реакцию. Чрезмерная родительская опека может привести и к алкогольным срывам, и к опиатам.

Подростковое бунтарство в любых сферах обходится исключительно обращением на равных. Объяснять нужно только решения и их последствия, на основе логики, а не демагогии. Употребление наркотики не имеет четкой моральной оценки, вещества не бывают хорошими или плохими. Но наркотики просто разрушат подростковый организм в обмен на сиюминутное удовольствие, за которое приходится платить с каждым разом все больше. При этом радость от жизни можно получать и будучи совершенно трезвым. Если подросток увидит реализацию такого пути на практике – он никогда не начнет употреблять опьяняющие вещества.

Подростки-спортсмены тоже могут получать опьянение, подобное наркотическому и алкогольному. Допинговый рынок процветает, особенно в небольших и неконтролируемых залах. Принятие тестостерона в силовых видах спорта по эйфорическому воздействию мало отличается от тяжелых опиатов, а последствия могут дойти вплоть до онкологии репродуктивной системы. Ответственный тренер не только поговорит с детьми о наркотиках, но и не примет даже очень желающего и перспективного подростка, если он не проходит по возрасту или дополнительным критериям. Ведь соблазн начать принимать допинг стартует с невозможности добиться результатов конвенционными методами.

Личность родителя в разговоре с детьми о наркотиках

Дискриминация по возрастному признаку в разговорах с детьми о наркозависимости исключена, иначе это путь к неврозам и комплексам. Нет ничего постыдного в каком-либо конкретном возрасте, просто человек в разные годы своей жизни имеет разную физиологию и различный жизненный опыт. Этим же просто объяснить запрет курения и употребления алкоголя до определенного возраста.

Разговор с детьми о наркотиках не должен ни быть, ни выглядеть принуждающим. Ребенок должен сам осознать, что потеряет собственное детство из-за того, что погнался за сиюминутным удовольствием. Мысль о том, что ему что-то запрещают только потому, что он маленький, является сильным стимулом попробовать «взрослые» вещества, давно рекомендованные лучшим товарищем.

разговор с ребенком о наркотиках

Противопоставление родителей и улицы в глазах ребенка исключено. Школьные друзья могут ошибаться, он сам может попасть в дурную компанию, однако это не должно отражаться на родительском авторитете. Лучший пример – собственный. Курящий алкоголик никогда не сможет внятно объяснить сыну-подростку, почему употреблять алкоголь плохо.

Роль личного примера настолько сильна, что может передаваться через поколения. Если в семье есть незыблемый моральный авторитет личности, то традиционного разговора с детьми о наркотиках может просто не понадобиться. В отличие от запугивания, искреннее уважение с годами никуда не девается и является внутренним фактором сдерживания самого себя от неправильных поступков.

Вещи, к которым заботливый родитель апеллирует в разговоре с детьми о наркотиках:

  • Ребенок имеет право знать все, что сможет понять в его возрасте;
  • Медицинское просвещение. С детьми обязательно говорить о возрастных изменениях в его организме. На примере алкоголя показать, чем токсины губительны для молодого организма;
  • Наркотики запрещены не «назло» кому-то, а потому, что откровенно вредны;
  • Моральная поддержка. Родители всегда будут рядом, независимо от правильности поступков. Верные решения помогут и родителям, и самому ребенку;
  • Школьный коллектив важен, но ключевые решения самостоятельные дети тоже принимают сами. «Никто не волен распоряжаться твоим здоровьем и телом, кроме тебя»;
  • Врачи и психологи – помощники, а не люди, которые хотят наказать ребенка;
  • Апелляция к будущему. «Наркотики дадут тебе мгновение радости и заберут молодые годы жизни»;
  • Пример для подражания лучше выбирать из людей, которые своей силой воли добились результата. «Известный атлет намного круче любого антигероя из фильмов и книг»;
  • Апелляция к самоконтролю. Наркотическое опьянение не позволяет осознавать свои поступки;
  • Есть много поводов для радости и интересных занятий (хобби, обучающие курсы, активный отдых и т. д.).

Возрастные ограничения антинаркотического просвещения

Возрастное ограничение контента на наркотическую тему до тех пределов, которые установлены правовыми специалистами, жизненно необходимо. Дети и наркотики в идеале не пересекаются до определенного момента, пока маленький человек не получит достаточно информации об окружающем мире, для произведения полноценных выводов о наркотическом опьянении.

Информацию о таких сторонах жизни необходимо подавать порциями и согласно педагогическому принципу возрастного соответствия. Как и забота о своем здоровье, знание о вреде того или иного рода наркотиков должно накапливаться постепенно, с общим повышением интеллектуального уровня.

Алкоголь и дети

Тема алкоголя в вопросе детей и наркотиков незримо присутствует постоянно. Причина – легальность и засилие рекламы в СМИ. Этиловый спирт не стал более безопасным из-за повсеместной доступности водки в продаже. Мальчики и девочки должны знать, что алкогольное опьянение несет очень тяжкие последствия, а по разрушительным факторам может оставить далеко позади некоторые виды наркотиков. Апелляция к авторитетам со стороны должна проводиться умеренно и в нужные моменты. Апологетика какого-либо разрушающего образа жизни прямо запрещена, дабы не вызывать когнитивного диссонанса.

разговор с ребенком о наркотикахНачинать подобные разговоры нужно как раз в тот момент, когда маленький человек начинает активно познавать мир. Постепенное накопление знаний только добавит новых аргументов в пользу здорового образа жизни, а маленьким детям важно уметь отличать полезные вещи от вредных.

Обучением правильному построению разговора об алкоголе и наркотиках в ставропольской частной клинике «Наркостоп» занимаются профессиональные психологи и врачи-аддиктологи. Если семья живет в таких условиях, что факторы риска повышены, требуется незамедлительно обратиться к профильному специалисту за детальной консультацией. Одно из первых правил по профилактике возникновения зависимостей – документация разговоров с ребенком, его реакции на приводимые родителем аргументы. Это помогает выработать дальнейшую стратегию поведения.

Запись на бесплатную консультацию
Оставьте свои данные и наш специалист по зависимостям свяжется с вами в ближайшее время

Прайс-лист на медицинские услуги


*Окончательная стоимость лечения в нашей клинике, будет известна после обследования/консультации.